Согласно поверью индейцев Навахо, создавать песчаные мандалы их научили Святые Люди (Боги), которые по-прежнему руководят каждым ритуалом создания мандалы. Этот древний ритуал с одновременным распеванием особых заклинаний является частью церемонии исцеления. Считается, что во время церемонии Земные Люди и Святые Люди сходятся вместе в гармонии, даруя исцеление и защиту. Многие мандалы включают в себя изображения Йеи, духов Навахо. Шаман просит Йеи войти в мандалу и помочь исцелить больного, восстановив гармонию его энергий.
Для создания мандал индейцы используют красный песок, желтую охру, муку, измельченные гипс и уголь, пыльцу, растертые лепестки цветов и кору. Смешивание этих ингредиентов позволяет добиться необходимой цветовой палитры.
Мандала создается на ровном песчаном участке земли за период времени от рассвета до заката, или от заката до рассвета. Она должна быть воспроизведена очень точно, без изменений. Считается, что изменения рисунка мандалы могут помешать духам войти в нее или даже вызвать их гнев. Навахо говорят, что каждая мандала — это "сакральный рецепт, подобный химической формуле". Обучение церемонии исцеления занимает много лет, шаман должен в точности помнить все детали рисунка мандалы и знать наизусть все необходимые заклинания, которые могут быть очень длинными.
Во время церемонии исцеления больной сидит в основании мандалы лицом на восток. Считается, что это то направление, откуда придут Святые Люди, войдут в мандалу и наполнят ее их исцеляющей силой. После того, как больной "пропет", мандала физически переносится на его тело. Шаман обмакивает пальцы в ритуальном травяном настое, прикасается ими к мандале и затем обмазывает больного песком мандалы.
Когда ритуал закончен, мандалу разрушают. Иногда участники церемонии могут оставить немного песка себе. Они помещают его в небольшой мешочек, который носят на шее. Но основная часть песка остается в распоряжении шамана. Он разбрасывает этот ценный песок во всех шести направлениях, начиная с востока. Сначала восток, затем юг, запад, север, и в заключение, символическим жестом бросает горсть песка наверх — Отцу-Небу, и вниз — Матери-Земле.